Образование инвалидов и лиц с ОВЗ



 

Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки РД является создание условий для комплексного решения задач обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В республике существуют 11 специальных (коррекционных) образовательных учреждений пяти видов:

два учреждения для детей с нарушением слуха: I вида (для глухих детей), II вида (для слабослышащих детей);

два учреждения для детей с нарушением зрения: III и IV видов (для слепых и слабовидящих детей);

шесть специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для обучающихся с легкой и умеренной степенями умственной отсталости).

Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе.

ГКОУ «Республиканский центр дистанционного обучения», был создан постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.10.2009 г. № 360 в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы и функционирует с сентября 2010 года. В настоящее время в центре обучаются 497 детей.

Кроме того, функционируют инклюзивные классы для детей с диагнозом ДЦП при гимназии №4 г.Махачкалы, в них обучается 37 ребенок.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, решается психолого-медико-педагогическими комиссиями, исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.

В целях подготовки образовательных учреждений к введению ФГОС для детей с ОВЗ Министерством образования и науки РД издан приказ от 05.03.2015г. № 737 «Об организации работы по введению ФГОС образования, обучающихся с ОВЗ» и разработан План мероприятий («дорожная карта») по реализации Комплекса мер по введению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан в 2015-2018 гг. В рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты») и создания условий для максимально эффективного развития ребенка-инвалида, его социальной реабилитации, для осознанного выбора им профессии, привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к просветительской деятельности проводятся курсы повышения квалификации для учителей, работающих с этой категорией детей, подготовлены тьюторы на базе ДГПУ, совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом проведены курсы по инклюзивному обучению по 2 модулям: для руководителей образовательных организаций и для учителей. Обучение проходило в два этапа - дистанционное обучение проводило МГППУ и очное обучение - ДГПУ. В прошлом учебном году было подготовлено 45 тьюторов и 100 педагогов из школ г.Махачкалы для работы с детьми с особыми потребностями в обучении.

В октябре 2015г. для всех специалистов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий были организованы специальные курсы повышения квалификации в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (дистанционно - 35 специалистов), а также совместно с Министерством образования и науки РФ были организованы курсы повышения квалификации для специалистов: сурдопедагогов, дефектологов, логопедов - для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, после кохлеарной имплантации, РАС в ООО «Центр образовательных услуг» г.Москвы (дистанционно - 24 педагога). Трое педагогов МКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат I вида» в пос.Ленинкент обучались на семинарах, организованных в г.Кисловодске для педагогов, работающих с детьми с глубокими нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра и после кохлеарной имплантации.

С целью реализации Комплекса мер по введению ФГОС образования для обучающихся с ОВЗ в ноябре 2015 года Министерством образования и науки РД был проведен обучающий семинар в Специальной (коррекционной) школе-интернате III и IV видов в г.Избербаше для педагогов общеобразовательных школ городов Махачкала и Избербаш по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями зрения» (на котором были проведены индивидуальные и групповые коррекционные занятия с тифлопедагогами). 4 декабря 2015 г. проведен обучающий семинар в Специальной (коррекционной) школе-интернате I вида в пос.Ленинкент для педагогов общеобразовательных школ г.Махачкалы по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями слуха», на котором были проведены индивидуальные и групповые коррекционные занятия с сурдопедагогами.

В январе - феврале 2016 г. Министерством образования и науки РД были проведены три обучающих семинара на базе ГБОУ «Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации им У.М.Муртузалиевой»:

- для педагогов специальных (коррекционных) организаций республики и общеобразовательных школ г.Махачкалы по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС для обучающихся с нарушениями интеллекта»;

- для педагогов-психологов по теме: «Повышение качества психолого- педагогического сопровождения детей»;

- для педагогов дошкольного образования по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста».

17 марта 2016 г. состоялась конференция по теме: «Подготовка образовательных организаций к переходу на адаптивные образовательные программы» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Мероприятие проходило при поддержке Федерального института развития образования (г.Москва).

5 мая 2016 г. Министерством образования и науки Республики Дагестан был проведен круглый стол на тему: «Диссеминация опыта работы Республики Дагестан по апробации ФГОС для детей с ОВЗ».

Для прохождения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья государственной итоговой аттестации, были созданы необходимые условия. Так в 2015-2016 учебном году во время проведения ЕГЭ были созданы дополнительные условия для 61 выпускника, двоим из которых был организован ППЭ на дому.

 

Перед системой профессионального образования поставлены задачи социальной реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их успешного включения в профессиональную деятельность.     В образовательных организациях среднего профессионального образования Республики Дагестан создаются условия для беспрепятственного доступа к образованию и обучения инвалидов, получения ими профессий, востребованных на рынке труда, психологического комфорта развития личности обучающегося, оказывается комплексная помощь в саморазвитии и самореализации в процессе обучения и адаптации к новому социуму. Цели профессионального образования данной категории обучающихся реализуются в процессе комплексного подхода к профессиональной ориентации, профессиональному обучению, профессионально-производственной адаптации и трудоустройству.

 В настоящее время в профессиональных образовательных организациях республики насчитывается 351 обучающийся инвалид и лицо с ОВЗ. В целях реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 годы (утв. Правительством РФ от 23.05.2016г. № 3467п-П8) приказом Минобрнауки РД от 19.09.2016г. №2505-05/16 внесены изменения в План мероприятий ("дорожную карту"), утвержденный приказом Минобрнауки РД от 03.03.2016 г. № 582-05/16 в части включения в него положений по развитию профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ в Республике Дагестан.

 Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 18.03.2014г. №06-281 "О требованиях к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиях к средствам обучения и воспитания", в учебных заведениях с учетом этих требований разработаны планы мероприятий по сопровождению образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ.

В соответствии с письмом Минобрнауки РД от 22.04.2015г. №06-443 "О направлении методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования" во все колледжи республики направлены Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности и т.д.). С учетом методических рекомендаций разработаны образовательные программы по обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, индивидуальные учебные планы и индивидуальные учебные графики, определен выбор мест прохождения практик, созданы фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ОВЗ. При разработке вариативной части ОПОП предусмотрено введение специализированных адаптивных дисциплин для коррекции учебных и коммуникативных умений, социальной и профессиональной адаптации.

В плане подготовки к трудоустройству и содействия в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся мероприятия по взаимодействию с центрами занятости населения, предприятиями и общественными организациями инвалидов. Организуются встречи инвалидов и лиц с ОВЗ с работодателями и работниками социальной защиты населения, проводятся индивидуальные консультации, тренинги, круглые столы, создан банк данных вакансий для инвалидов. По проведенному Базовым центром трудоустройства выпускников СПО по Республике Дагестан мониторингу из 37 выпускников-инвалидов 24 трудоустроены в различные организации республики.

В соответствии с приказом Минобрнауки РД от 01.07.2013г. №499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" организуется работа по повышению квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. В Дагестанском институте развития образования ученые - специалисты кафедры педагогики и психологии образования разработали программу повышения квалификации педагогических кадров по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ, в которую в том числе включен отдельный учебный модуль по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидов. Созданы учебно-методические пособия, словарь терминологии по сопровождению инклюзивного образования. Кроме этого, в целях повышения уровня образования и квалификации педагогические работники профессиональных образовательных организаций принимают активное участие в семинарах, вебинарах, конференциях по вопросам профессиональной ориентации, получения услуг среднего профессионального и высшего образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ, по проблемам инклюзивного образования. Управление профессионального образования, науки и проектного анализа Минобрнауки РД совместно с Дагестанским институтом развития образования и Управлением образования г.Махачкалы 28 февраля 2017г. проводит республиканский научно-практический семинар на тему: «Нормативно- правовые основы введения инклюзивного образования в образовательных организациях РД», в котором примут участие ученые, преподаватели СПО, учителя школ, социальные педагоги и практические психологи республики и другие специалисты по сопровождению образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. № 802-р, приказа Минобрнауки России от 25 мая 2016г. № 621 и в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 26 мая 2016 г. № 06-492 подписано Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета между Республикой Дагестан и Министерством образования и науки Российской Федерации (от 11.07.2016 г. № 06.G28.24.0011). На территории Республики Дагестан определена базовая образовательная организация для обеспечения поддержки региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов - ГБПОУ РД "Аграрно-экономический колледж" в г.Хасавюрте (ранее - ГПОБУ "Республиканский аграрно-экономический колледж"), т.к. данное учебное заведение является одним из крупных образовательных учреждений профессионального образования республики с укрепленной материально-технической базой.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2016 г. № 515-р в План мероприятий по реализации проектов и программ движения WorldSkills Russia на территории Республики Дагестан на 2017 год включен раздел «Мероприятия по развитию международного движения «Абилимпикс». В целях выполнения Плана в марте-апреле 2017 года намечается проведение регионального этапа конкурса профессионального мастерства для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья международного движения «Абилимпикс» на базе профессиональных образовательных организаций Республики Дагестан не менее чем по трем компетенциям

По итогам проведения регионального чемпионата «Абилимпикс» будет сформирована сборная команда Республики Дагестан, которая примет участие в Национальном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». По итогам заседания организаторов комитета Национального чемпионата «Абилимпикс» будет предоставлена информация о дате и месте проведения II Национального чемпионата «Абилимпикс».

 

Участники ГИА-9 с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды

УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧАСТИЕ В ГИА-9

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-9

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится как в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной форме. 

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 – детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию может проводиться только по обязательным учебным предметам: русскому языку и  математике.

Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участники ГИА-9 – дети-инвалиды и инвалиды имеют право выбора сдачи либо двух обязательных учебных предмета, либо четырех учебных предметов (два обязательных учебных предмета и два учебных предмета по выбору).

ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ГИА-9

Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-9 предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники ГИА-9 – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии для проведения экзамена в специальных условиях.

В заявлении указанные участники ГИА-9 указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, необходимые им при проведении экзаменов.

! Предоставление условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в том числе специальных условий, осуществляется ТОЛЬКО ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ими копии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и/или оригинала или заверенной в установленном порядке копии справки, подтверждающей инвалидность.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИА-9

Продолжительность экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа (за исключением ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»).

Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-9, УЧИТЫВАЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов организуется питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

! Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, самостоятельно.

Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов обеспечивается создание специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей:

в части передвижения по пункту проведения экзамена (ППЭ), ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в учебном кабинете) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению экзаменационной работы);

в обеспечении коммуникации (с руководителем ППЭ, членами государственной экзаменационной комиссии, в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);

оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;

оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки);

помогают при оформлении регистрационных полей бланков ГИА-9, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);

переносят ответы в экзаменационные бланки;

оказывают техническую помощь при выполнении ГИА-9 на компьютере (настройка на экране, изменение (увеличение) шрифта и др.);

вызывают медперсонал (при необходимости).

В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях – родитель (законный представитель) участника ГИА-9. 

  • использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств:

для слабослышащих участников ГИА-9 аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

для глухих и слабослышащих участников ГИА-9 при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;

для слепых участников ГИА-9 экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;

для слабовидящих участников ГИА-9 экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

для участников ГИА-9 с нарушением опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением.

Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ

Для рассмотрения апелляций участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 — детей-инвалидов и инвалидов конфликтная комиссия привлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА-9), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА-9).

Вместе с участником ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья,  участником ГИА-9 ребенком — инвалидом, инвалидом на рассмотрении апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.

В случае обнаружения конфликтной комиссией ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА-9 на бланки ГИА-9 конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких участников ГИА-9 проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ГИА-9 стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами.